В рамках конкурса была создана рабочая группа из специалистов УГМК и организована программа испытаний систем мониторинга железнодорожного транспорта. Организаторам испытаний предстояло определить технико-экономическую целесообразность и применимость систем мониторинга на тепловозах предприятия.
Для тестирования оборудования цехом ОАО «Уралэлектромедь» (дочернее предприятие УГМК) были выделены два тепловоза ТГМ4Б и ТГМ6Д, которые оснастили системой мониторинга транспорта и контролем расхода топлива Omnicomm. Перед началом испытаний представители рабочей группы произвели проверку точности измерительных устройств топливораздаточной аппаратуры, с помощью которой заправлялись отобранные тепловозы. Проверка производилась путем заполнения мерной калиброванной емкости.
В ходе тестирования оборудования Omnicomm представители рабочей группы УГМК провели ряд мероприятий для определения и контроля следующих параметров тепловоза:
• Общее количество заправленного топлива
• Общее количество слитого топлива
• Остаток топлива в баках тепловоза
• Расход топлива за сутки, месяц
• Суточный пробег тепловоза
• Расход топлива на 1км, 1 моточас, на холостом ходу
• Время работы двигателя
• Время работы тепловоза в движении
• Скорость тепловоза в реальном времени.

130 ТЕПЛОВОЗОВ
ОСНАЩЕНЫ РЕШЕНИЕМ OMNICOMM
В конце каждой смены производили сбор полученной информации и ее анализ.
Для получения максимально объективных данных в дополнение к программе испытаний систем мониторинга, производились следующие работы:
• установлены нормы расхода дизельного топлива на тепловозах
• проведены испытания возможности системы мониторинга контролировать передвижение тепловоза на низких скоростях до 3 км/ч
• проведены контрольные сливы дизельного топлива объемом 20, 30, 40, 100 литров
• сформированы еженедельные и ежемесячные отчеты по работе техники.
«На протяжение 10 месяцев продукцию пяти компаний-участников конкурса тестировали рабочие группы УГМК. В ходе испытаний мы выявили положительные и отрицательные стороны предлагаемого оборудования. Так, датчики уровня топлива одного из участников регулярно выходили из строя. Причиной тому было некачественное исполнение прибора, который переламывался во время перемещения большого количества топлива по баку тепловоза. В некоторых случаях специалисты компаний-участников не своевременно реагировали на наши просьбы. Были и положительные стороны эксперимента. Нам удалось выработать нормы потребления топлива, сформировать отчеты, где отражены все показатели работы тепловоза. И, наверное, самое главное – мы приняли решение об оснащении всего подвижного состава Уральской Горно-Металлургической Компании системой мониторинга Omnicomm», – прокомментировал Михаил Калинин, начальник отдела содержания транспортных средств ООО «УГМК-Холдинг».
ОКУПАЕМОСТЬ МЕНЬШЕ МЕСЯЦА
В декабре 2012 года началось оснащение подвижного состава УГМК системой Omnicomm. В первую очередь модернизации подверглись маневровые и магистральные тепловозы, а также вспомогательная техника: дрезины, краны, путевые машины. На протяжение года в систему мониторинга УГМК было включено 130 единиц техники различной модификации.
Спустя месяц работы системы мониторинга специалисты УГМК подвели предварительный итог: «За счет оптимизации работы техники нам удается экономить в день с одного тепловоза 50 литров топлива. Также мы выяснили, что работа двигателя одного тепловоза без движения за один месяц составляет 46,6% от общего объема работы двигателя при общем потреблении 5911 литров в месяц», – добавил начальник отдела содержания транспортных средств ООО «УГМК-Холдинг».
На производстве ООО «УГМК» оснащено 130 единиц техники. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что система мониторинга транспорта Omnicomm окупила себя меньше чем за месяц эксплуатации.
Руководство УГМК, основываясь на цифрах, полученных с помощью системы мониторинга Omnicomm, приняло решение о переоснащении двигателей маневровых тепловозов на более экономичные. Для этого на основе Шадринского автоагрегатного завода (предприятие машиностроительного комплекса УГМК) было открыто новое производство по модернизации маневровых тепловозов.
«Модернизация дает возможность существенно улучшить технико-экономические показатели работы тепловоза, в частности увеличить ресурс двигателя до 30 тыс. моточасов, уменьшить расход топлива до 30% и, как следствие, снизить количество вредных выбросов в атмосферу», – отметил начальник отдела содержания транспортных средств ООО «УГМК-Холдинг».
Стоит отметить, что впредь вся техника, которая поставляется на предприятия Уральской Горно-Металургической Компании, оснащается системой мониторинга транспорта Omnicomm.


ВИКТОР ТЕРЁХИН
заместитель начальника отдела продаж Omnicomm
«Целесообразность внедрения системы мониторинга транспорта всегда обусловлена систематизацией рабочих процессов, иногда этот процесс называют переходом от «ручного» управления к автоматизированному. Можно быть очень грамотным и опытным управленцем, но если у тебя на столе неверные цифры – то убытки компании неизбежны».